Аутизм относится к группе первазивных расстройств развития (PDD), которые проявляются в раннем детстве, обычно в возрасте до 3 лет. Хотя симптомы и степень тяжести различаются, все эти расстройства влияют на способность ребенка или взрослого общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Наиболее распространенные ТЭД:
- аутизм;
- Синдром Аспергера ;
- синдром Ретта;
- неуказанный ТЭД (ТЭД-НС);
- детские дезинтегративные расстройства.
Новая классификация
Американская психиатрическая ассоциация (APA) предлагает сгруппировать все формы аутизма в единую категорию под названием «расстройство аутистического спектра».
Другие патологии, ранее диагностированные отдельно, такие как синдром Аспергера, первазивное расстройство развития без других уточнений и детское дезинтегративное расстройство, больше не будут считаться специфическими патологиями, а будут рассматриваться как варианты аутизма.
Согласно APA, предложенные новые критерии позволят поставить более точные диагнозы и помогут врачам обеспечить лучшее лечение. Другие врачи утверждают, что эта новая классификация может исключить людей с менее тяжелыми расстройствами, такими как синдром Аспергера, и тем самым лишить их доступа к социальным, медицинским и образовательным услугам, которые им доступны.
Расстройства, связанные с аутизмом
Многие дети с аутизмом также страдают другими неврологическими расстройствами, такими как:
- эпилепсия (от 20 до 25% детей с аутизмом);
- умственная отсталость (им подвержены до 30% детей с ПРД);
- туберозный склероз Бурневиля (до 3,8% детей с аутизмом);
- синдром ломкой Х-хромосомы (до 8,1% детей с аутизмом).
Люди с аутизмом иногда имеют:
- Судороги, начавшиеся в детстве или подростковом возрасте. Эти припадки могут привести к потере сознания, судорогам, т. е. к неконтролируемой тряске всего тела или необычным движениям.
- Психические расстройства. Например, беспокойство (сильно присутствующее и связанное с трудностями адаптации к изменениям, как положительным, так и отрицательным), фобии и депрессия.
- Когнитивные расстройства (расстройства внимания, исполнительных функций, памяти и др.).
Жизнь с ребенком, страдающим аутизмом, вносит много изменений в организацию семейной жизни. Родителям, братьям и сестрам приходится иметь дело с этим диагнозом и новой организацией повседневной жизни, которая не всегда очень проста.
Возможные причины
Аутизм — нарушение развития, точные причины которого до сих пор неизвестны. Исследователи соглашаются с тем, что многие факторы лежат в основе возникновения ПРД, в частности генетические факторы и факторы окружающей среды, влияющие на развитие мозга до и после рождения.
Считается, что несколько генов участвуют в возникновении аутизма у ребенка. Они будут играть роль в развитии мозга плода. Определенные генетические предрасполагающие факторы могут увеличить риск развития у ребенка аутизма или ПРД.
Факторы окружающей среды, такие как воздействие токсичных веществ до или после рождения, осложнения во время родов или инфекции до рождения, также могут иметь значение.
Ни в коем случае воспитание или поведение родителей по отношению к ребенку не является причиной аутизма.
В 1998 году британское исследование установило связь между аутизмом и воздействием определенных вакцин, в частности вакцины против кори, краснухи и эпидемического паротита.
Однако несколько исследований впоследствии показали, что между вакцинацией и аутизмом нет никакой связи. Ведущему автору исследования теперь предъявлено обвинение в мошенничестве.
Кто болеет
Около 6-7 человек из 1000 будут страдать ПРД в возрасте до 20 лет, т. е. один ребенок из 150. Аутизмом будут страдать 2 ребенка в возрасте до 20 лет из 1000. У трети детей с ПРД будет умственная отсталость.
За последние 20 лет число случаев аутизма резко возросло, и в настоящее время это одно из самых признанных нарушений в школах.
Более совершенные диагностические критерии, все более раннее выявление детей с ПРД, а также информированность специалистов и населения, несомненно, способствовали увеличению распространенности ПРД во всем мире.
Как диагностировать
Хотя признаки аутизма часто появляются в возрасте около 18 месяцев, иногда поставить точный диагноз невозможно до 3-летнего возраста, когда задержка речи, развития и социальных взаимодействий становится более очевидной. Чем раньше ребенку будет поставлен диагноз, тем раньше мы сможем вмешаться.
Чтобы установить диагноз PDD, необходимо наблюдать различные факторы в поведении ребенка, языковых способностях и социальных взаимодействиях. Диагноз PDD ставится после мультидисциплинарного исследования. Необходимы многочисленные обследования и анализы.
В Америке обычным инструментом скрининга является Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-IV), опубликованное Американской психиатрической ассоциацией. В Европе и других странах мира медицинские работники обычно используют Международную классификацию болезней (МКБ-10).
Симптомы
Аутизм (или аутистическое расстройство) — самое известное распространенное расстройство развития. Дети с аутизмом обычно имеют проблемы в трех важнейших областях развития: социальное взаимодействие, язык и общение, а также поведение.
Тяжесть симптомов сильно различается у детей. Ребенок с тяжелым аутизмом демонстрирует полную неспособность общаться или взаимодействовать с другими.
У некоторых детей признаки аутизма проявляются с раннего возраста. Другие развиваются нормально в течение первых нескольких месяцев или лет, затем внезапно замыкаются в себе, становятся агрессивными или теряют приобретенный язык.
Хотя каждый ребенок имеет уникальное поведение, наиболее распространенными симптомами у детей являются:
На уровне социальных навыков
- трудно установить зрительный контакт или понять выражение лица;
- трудности с расшифровкой выражений эмоций (понимание того, что кому-то грустно) и трудности с интерпретацией намерений других;
- затруднение в выражении своих эмоций, своих чувств (окружающим иногда трудно понять, например, что ребенку больно);
- отсутствие реакции на обращение по имени;
- предпочтение играть в одиночестве, уходить в свой мир, неумение заводить друзей своего возраста;
- неспособность играть в символические игры (воображаемые, вымышленные);
- сопротивление объятиям или поднятию на руки.
По языку и общению
- ребенок начинает говорить позже 2 лет;
- появление других задержек развития около 30 месяцев;
- потеря уже усвоенных слов или фраз;
- ребенок не смотрит на собеседника, когда к кому-то обращается;
- неспособность начать или поддержать разговор;
- ребенок говорит с ненормальным ритмом или тоном (напевным или «механическим» голосом);
- ребенок может повторять слова, но не понимает их смысла.
На уровне поведения
- Склонность к повторяющимся движениям (так называемые стереотипии), например раскачивание, хлопанье в ладоши или вращение.
- Чрезмерная зависимость от определенных процедур или ритуалов.
- Гиперчувствительность или гипочувствительность к свету, звуку, прикосновению, определенным текстурам или нечувствительность к боли. Эту особенность можно объяснить нарушением обработки сенсорной информации.
- Увлечение определенными частями предмета, например, прялкой на игрушке.
- Ребенок постоянно двигается.
- Ребенок не стремится делиться своими интересами с окружающими.
- Истерики, агрессивные жесты, направленные против себя (самоагрессивность) и/или направленные на других (гетероагрессивность).
Лучше как можно скорее обратиться к специалисту, если ваш ребенок:
- не лепечет в 12 месяцев;
- не использует жесты для общения, например, указать на предмет или картинку;
- не говорит ни слова в 16 месяцев;
- к 24 месяцам не произносит предложения из двух слов;
- кажется, теряет язык или ранее приобретенные социальные навыки.
Можно принять некоторые превентивные меры, чтобы предотвратить появление аутизма у детей.
Кто в группе риска
- Пол: аутизм чаще поражает мальчиков, чем девочек (4 мальчика на 1 девочку).
- Люди с родителями или братьями и сестрами уже пострадали.
- Люди с другими нарушениями развития, такими как синдром ломкой Х-хромосомы или синдром Дауна.
На сегодняшний день научно не установлено ни одного фактора риска, связанного с аутизмом.
Меры профилактики
Нет никакого способа предотвратить начало аутизма или PDD.
Лечение, начатое в раннем возрасте, может улучшить языковые и социальные навыки детей. Однако иногда необходимы различные методы лечения, прежде чем определить, какие комбинации методов лечения наиболее подходят для каждого ребенка.
Лечение
Хотя в настоящее время нет ни лекарства от аутизма, ни единого эффективного лечения РАС, различные методы лечения и вмешательства могут облегчить симптомы и улучшить результаты обучения.
Исследование показывает, что диагностика и вмешательства до школьного возраста приводят к лучшим результатам. Поскольку мозг маленьких детей все еще формируется, раннее вмешательство дает детям больше шансов полностью раскрыть свой потенциал и может иметь большое значение в жизни многих пострадавших детей.
Тем не менее, никогда не поздно вмешаться, и лечение будет полезным независимо от возраста диагностированных.
Из-за континуума аутизма может потребоваться широкий спектр поддержки. Например, некоторые люди нуждаются в интенсивной помощи и постоянном наблюдении только для того, чтобы безопасно провести день.
Другим требуется только специальная помощь для общения или облегчения их социальной интеграции. Идеальный план лечения представляет собой комбинацию методов лечения и вмешательств, адаптированных для каждого ребенка. Эти программы и методы лечения очень многочисленны, и их реализация сильно различается в зависимости от страны.
Культурные переменные (средства обучения, место инвалидности, этические ценности), экономические императивы и прогресс в знаниях об аутизме являются факторами, которые частично объясняют эти различия в уходе и отсутствие международного консенсуса.
Глобальное вмешательство на основе поведения
Прикладной анализ поведения, или метод Ловааса, или ABA для прикладного анализа поведения, является одним из наиболее задокументированных методов лечения на сегодняшний день, который называется (ABA). Его цель состоит в том, чтобы структурировать и закрепить новое обучение, например, научиться говорить, играть, взаимодействовать с другими и уменьшить неуместное поведение, такое как гнев или членовредительство.
Приобретение этих навыков в конечном итоге позволяет людям с аутизмом достичь независимости. Однако этот метод дорог и требует значительных родительских вложений в течение нескольких лет. Ребенка необходимо стимулировать от 20 до 40 часов в неделю индивидуально у специалиста, прошедшего необходимую подготовку.
Часто родителей обучают АВА, чтобы они руководили лечащей командой и нанимали других для оказания помощи в лечении.
Прикладной анализ поведения (ABA)
В 1987 году доктор Ивар Ловаас опубликовал результаты эксперимента, проведенного в Калифорнийском университете. В течение двух лет 19 аутичных детей в возрасте от 35 до 41 месяца подвергались интенсивному поведенческому вмешательству со скоростью 40 часов в неделю.
Почти в половине случаев они отмечали такое улучшение, что аутичные дети не отличали себя от других детей и впоследствии могли вести удовлетворительную жизнь. В другой половине случаев у большинства детей, получавших лечение, наблюдался значительный прогресс, а у некоторых улучшение было незначительным.
Глобальное вмешательство со ссылкой на развитие
Метод TEACCH (Лечение и обучение детей с аутизмом и связанными с ним нарушениями общения) касается лечения и обучения детей с аутизмом или нарушениями общения.
Разработанная в Калифорнии в 1970-х годах, она основана на том принципе, что среда обучения должна быть адаптирована к аутичным детям, а не наоборот.
Мы используем много визуальных подсказок, например, на уроке школьный материал четко обозначен, чтобы учащиеся имели к нему доступ самостоятельно.
Вмешательства, направленные на социализацию
Метод Floor Time или RDI Relationship (программа вмешательства в развитие) представляет собой форму игровой терапии, которая учитывает шесть стадий аффективного развития. Через игру стимулируются способности к социальному обмену и эмоциональной регуляции.
Дети должны пройти эти этапы, чтобы перейти к более продвинутому обучению.
Денверская модель «Раннее начало» основана на игре и может быть начата у детей с аутизмом в возрасте 18 месяцев при первых явных признаках. Метод сочетает в себе индивидуальные занятия с терапевтом, в детском саду (яслях) и дома. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ребенка деятельностью и побудить его к общению с другими людьми, особенно с родителями.
Модель SCERTS (социальная коммуникация, эмоциональная регуляция и транзакционная поддержка) направлена на улучшение коммуникативных и социально-аффективных способностей детей с первазивным расстройством развития (PDD) и связанными с ним коммуникативными расстройствами.
Вмешательство сосредоточено на языке и общении
В методе PECS (Система обмена картинками) используются пиктограммы, представляющие предметы, людей или действия из повседневной жизни аутичного ребенка, сопровождаемые словом или словами, соответствующими иллюстрации.
Этот метод помогает инициировать речь и направлен на преодоление определенных социальных и коммуникативных дефицитов.
Аналитическая психотерапия
Психоаналитическая психотерапия часто является частью системы ухода за больными. Он заключается в выделении бессознательного значения слов, действий, воображаемых произведений человека.
Этот метод характеризуется контролируемой интерпретацией защитных механизмов (перенос, сопротивление и т. д.) и динамикой процессов идентификации. Эти методы лечения могут быть индивидуальными или групповыми.
С аутичными детьми часто используется недирективная психоаналитическая ориентировочная игра.
Поддержка детей-аутистов
Дети с аутизмом и PDD нуждаются в медицинской, парамедицинской и образовательной помощи в дополнение к образовательной поддержке. Часто предлагается междисциплинарная поддержка (логопедия, психомоторика, образовательная поддержка, психотерапия, трудотерапия).
Команда родителей, педагогов, психологов и других специалистов, которые поддерживают ребенка, разрабатывают индивидуальный школьный проект (PPS). Этот проект полезен для аутичного ребенка в его школьном обучении. Ключевую роль в этом играют родители ребенка.
В долгосрочной перспективе (идеальная) цель для каждого учащегося с ПРР состоит в том, чтобы преуспеть в получении регулярного школьного образования. Благодаря ранней диагностике и заботе о детях многие из этих учащихся становятся более независимыми.
Рекомендуется отдавать детей в ясли и детские сады, чтобы развивать их языковые и социальные навыки. В конце концов, ребенка может сопровождать школьный помощник (AVS). Со временем ученик становится более самостоятельным и чувствует себя более комфортно в интегрированном классе. У некоторых людей этот процесс может занять годы. На самом деле скорость прогресса индивидуальна.
В подростковом возрасте некоторые дети с аутизмом могут страдать депрессией или поведенческими проблемами. Их лечение иногда должно быть изменено при переходе к взрослой жизни. Взрослые с аутизмом нуждаются в услугах и поддержке, но многие из них могут работать и жить независимо в подходящей среде.
Медикаменты
Ни одно лекарство не может вылечить аутизм или другие расстройства личности. Определенные лекарства могут быть назначены для лечения симптомов последствий аутизма.
Нейролептики, такие как Рисперидон (Риспердал) или Аририпазол (Абифий), обычно используются в случаях шизофрении. У детей с РАС они могут уменьшить раздражительность, агрессивность, жесты членовредительства или истерики. Они также могут помочь контролировать серьезные поведенческие расстройства.
Антидепрессанты (Прозак, Золофт) могут использоваться для контроля беспокойства или депрессии, а иногда назначаются для уменьшения повторяющегося поведения. Некоторые антидепрессанты могут помочь контролировать агрессию.
Определенные психостимуляторы типа метилфенидата (риталин, концерта), применяемые при синдроме дефицита внимания, иногда успешно применяются у некоторых детей с аутизмом для снижения импульсивности или гиперактивности. Однако некоторые дети плохо реагируют на лечение, и следует учитывать побочные эффекты.
Нет секретину
Первоначально источник надежды в качестве альтернативного лечения, недавние исследования показали, что секретин не влияет на симптомы аутизма.
Исследование показало, что этот гормон, вырабатываемый слизистой оболочкой двенадцатиперстной кишки, вводимый некоторым детям, страдающим аутизмом, может улучшить желудочно-кишечные функции, качество сна, речь и определенные типы обучения.
Это новое научное доказательство положило конец дальнейшим исследованиям этого гормона, качество и состав которого оказались сомнительными, а также некоторые нежелательные побочные эффекты.
Диета
Люди с РАС часто имеют кишечные расстройства или хронические желудочно-кишечные воспаления. Поэтому организм хуже усваивает некоторые необходимые питательные вещества. По мнению некоторых исследователей, большинство детей с РАС также имеют нарушения иммунной системы; они по-разному реагируют на вирусы, токсины или определенные продукты.
В качестве возможных методов лечения аутизма было предложено несколько диет, например, ограничение пищевых аллергенов, диета без глютена или казеина (молочный белок), витаминные добавки, такие как витамины B6 и B12, диета без дрожжей, диета, богатая пробиотики.
Необходимы дополнительные исследования, чтобы подтвердить, что конкретная диета может оказывать существенное влияние на симптомы аутизма.
Дополнительные подходы
В исследованиях сообщалось о положительных эффектах музыкальной терапии у детей и подростков при лечении аутизма.
Сообщаемые преимущества включают увеличение вокализации, вербализации, жестов, понимания словарного запаса, внимания, связанного с заданием, коммуникативных действий, символической игры и навыков ухода за собой, а также снижение эхолалии (автоматическое повторение предложений по мере их прослушивания).
Исследователи также наблюдали улучшение осознания тела и координации, а также снижение тревожности. С другой стороны, результаты неоднозначны в отношении влияния на поведенческие расстройства. Долгосрочные выгоды также должны быть четко определены.
Мелатонин
Метаанализ 25 из 35 исследований показал, что мелатонин, назначаемый детям с расстройствами аутистического спектра, может улучшить проблемы со сном и поведение в дневное время с небольшими побочными эффектами.
Массажная терапия
В систематическом обзоре оценивались опубликованные исследования о терапевтическом эффекте массажа при лечении аутизма у детей, особенно в отношении улучшения языковых и социальных навыков.
Авторы приходят к выводу, что массаж может принести пользу детям, страдающим аутизмом, в сочетании с другими видами терапии, такими как языковая, поведенческая и социальная коммуникативная терапия.
Метод Томатиса
Этот метод в основном используется с детьми с трудностями в общении и обучении, такими как дислексия, синдром дефицита внимания, уклончивые нарушения развития.
Было проведено сравнительное научное исследование с участием 11 детей, чтобы продемонстрировать влияние метода Томатиса на детей, страдающих аутизмом 9 . Полученные результаты не показали положительного эффекта в улучшении речи у этих детей.
Поэтому до сих пор нет неопровержимых доказательств эффективности метода Томатиса в качестве терапии расстройств общения и обучения.
Подход Снузелена
Изначально номера Snoezelen использовались для аудитории людей с множественными нарушениями. Они представляют собой интересное показание для детей, страдающих ПРД.
Эти комнаты обеспечивают мультисенсорные стимулы, такие как запахи, световые эффекты, текстурные эффекты в атмосфере расслабления и доверия.
В исследовании упоминается терапевтическое воздействие среды Snoezelen на поведенческие расстройства с уменьшением последних.
Иглоукалывание
Три основных обзора литературы пришли к выводу, что иглоукалывание не оказывает явного влияния на лечение расстройств аутистического спектра.
Другие, лучше структурированные исследования с большим числом участников необходимо провести с детьми и взрослыми, чтобы оценить их эффективность.